Agnigor, 2019

Руководство по безопасности
Рекомендации по разработке
Планов мероприятий
по локализации и ликвидации последствий аварий
на опасных производственных объектах
магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

Утв. Приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 №555

Содержание

I. Общие положения

II. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

Текст

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности "Рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997г. №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013г. №730, и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденными приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013г. №520 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013г., регистрационный №30605).

2. Настоящее Руководство по безопасности предусматривает единый подход и рекомендации к содержанию планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (далее - ПМЛЛА).

3. Руководство по безопасности предназначено для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также организаций, участвующих в разработке ПМЛЛА.

4. Руководство по безопасности рекомендуется распространять на линейные и площадочные сооружения опасных производственных объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

5. Руководство по безопасности не распространяется на трубопроводы для транспортирования сжиженных углеводородных газов и их смесей, конденсата нефтяного газа.

6. В случае организационных, структурных, кадровых изменений, изменений адресов, номеров телефонов, иных изменений, не являющихся основанием для пересмотра ПМЛЛА, в соответствии с Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013г. №730, в ПМЛЛА своевременно вносятся актуальные сведения.

II. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

7. Для ПМЛЛА опасных производственных объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов предлагается следующее содержание разделов:

а) Общая часть:

- характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается ПМЛЛА;

- возможные источники (места) возникновения аварий;

- возможные сценарии возникновения и развития аварий;

- характеристики аварийности и травматизма, присущие объекту;

- организация управления, связи и оповещения при аварии на объекте;

- организация взаимодействия сил и средств;

- система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

- состав и дислокация сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

- порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

- организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте;

- мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения.

б) Специальная часть:

- первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;

- действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

8. В разделе "Характеристика объекта" рекомендуется указывать:

- полное и сокращенное наименование организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ее почтовый адрес и контактные телефоны;

- сведения о местоположении объекта, ситуационную схему рассматриваемого объекта;

- состав объекта (технологические и административные составляющие);

- описание технологических процессов, осуществляемых на объекте, технологические схемы;

- расположение на объекте основного технологического оборудования с указанием первичных средств пожаротушения, средств связи;

- значения величин основных технологических параметров;

- краткие характеристики района расположения объекта (географические, геологические, климатические, гидрологические);

- транспортную и инженерную инфраструктуру района расположения объекта, инженерные коммуникации и объекты, расположенные в охранной зоне объекта, и организации, их эксплуатирующие;

- наименование опасного вещества, обращаемого на опасном производственном объекте, его характеристики и опасные свойства (температура кипения, плотность при 20°С; температура вспышки, самовоспламенения, класс опасности вещества, запах вещества), информацию о воздействии на человека, средства защиты, методы перевода вещества в безвредное состояние;

ближайшие населенные пункты, места массового пребывания людей с указанием расстояния до них.

9. В разделе "Возможные источники (места) возникновения аварий" рекомендуется указывать:

- характерные причины возможных аварий на объекте;

- характерное технологическое оборудование объекта, являющееся источником возможных аварий на объекте.

10. В разделе "Возможные сценарии возникновения и развития аварий" рекомендуется указывать:

- характерные возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте, поражающие факторы, их сопровождающие;

- сведения об объемах и площадях разливов нефти и нефтепродуктов, зонах действия поражающих факторов для характерных возможных сценариев возникновения и развития аварий на объекте.

11. В разделе "Характеристики аварийности и травматизма, присущие объекту" приводятся краткие сведения о произошедших авариях на аналогичных объектах, их причинах и последствиях, о травматизме, его причинах и последствиях.

12. В разделе "Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте" для различных характерных сценариев возникновения и развития аварий указываются:

- порядок получения и передачи информации о возникновении аварии на объекте;

- первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте, в том числе по оповещению о возникновении аварии, выводу персонала из опасной зоны, предотвращению развития аварии и ее локализации.

13. В разделе "Действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций" указываются для различных характерных сценариев возникновения и развития аварий:

- хронологический порядок действий производственных подразделений, аварийно-спасательных служб (формирований), диспетчерских (оперативных) служб, действий ответственных лиц и персонала по локализации и ликвидации аварий и их последствий;

- состав задействованных сил и средств, используемых для локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте (далее - силы и средства);

- маршруты следования сил и средств к местам возникновения аварий;

- описание основных применяемых методов локализации и ликвидации аварий и их последствий.

14. В разделе "Организация управления, связи и оповещения при аварии на объекте" рекомендуется указывать:

- порядок и схему оповещения при возникновении аварии на объекте, с указанием контактных данных и ответственных лиц;

- структуру и организацию управления при возникновении аварии на объекте, в том числе порядок передачи управления вышестоящим органам;

- порядок обеспечения связи при возникновении аварии на объекте.

15. В разделе "Организация взаимодействия сил и средств" указываются:

- зоны ответственности и уровни реагирования аварийно-спасательных служб (формирований);

- организация взаимодействия производственных подразделений и аварийно-спасательных служб (формирований), в том числе со сторонними организациями, аварийно-спасательными службами (формированиями) сторонних организаций, органами исполнительной власти;

- распределение обязанностей между производственными подразделениями и аварийно-спасательными службами (формированиями), а также ответственными лицами;

- организации, взаимодействующие и участвующие в локализации и ликвидации аварии, с указанием их наименований и телефонов.

16. В разделе "Система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте" приводится порядок и условия взаимодействия с организациями, привлекаемыми к локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте.

17. В разделе "Состав и дислокация сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте" указываются:

- состав и дислокация сил и средств;

- оценка соответствия и достаточности имеющихся на объекте и привлекаемых сил и средств (в том числе профессиональных аварийно-спасательных формирований), с учетом их дислокации, задач по локализации и ликвидации аварий и их последствий, возможных сценариев аварии;

- время следования и прибытия аварийно-спасательных служб к местам возникновения аварий;

- необходимость, возможность и порядок привлечения к действиям по локализации и ликвидации аварий и их последствий аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995г. №151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

18. В разделе "Порядок обеспечения готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте" приводятся порядок и мероприятия по обеспечению готовности сил и средств к локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте с указанием организаций и лиц, ответственных за поддержание этих сил и средств в готовности.

19. В разделе "Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте" указываются:

- организация материально-технического обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;

- организация инженерного обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;

- организация финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;

- противопожарное обеспечение;

- транспортное обеспечение;

- медицинское обеспечение.

20. В разделе "Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения" указываются:

- порядок взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в случае возникновения аварии;

- мероприятия по защите населенных пунктов от аварий на объекте и их последствий;

- мероприятия по спасению людей и материальных ценностей от аварий на объекте и их последствий;

- мероприятия по оказанию медицинской помощи.