Agnigor, 2019

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ГОСТ 33382-2015

Дороги автомобильные общего пользования
Техническая классификация

Automobile roads of general use
Technical classification

УДК 625.711.3.001.33:006.354

МКС 93.080

Дата введения 08.09.2016

Ключевые слова: автомобильная дорога, автомобильная дорога общего пользования, классификация автомобильной дороги, класс автомобильной дороги, категория автомобильной дороги, автомобильная магистраль, скоростная дорога, дорога обычная, доступ на автомобильную дорогу.

Содержание

Предисловие

Сведения о стандарте

1. Область применения

2. Термины и определения

3. Классы автомобильных дорог

4. Категории автомобильных дорог

5. Классификация автомобильных дорог

Текст

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены".

Сведения о стандарте

1. Разработан Акционерным обществом "Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт" (Технический комитет по стандартизации ТК 42 "Автомобильные дороги").

2. Внесен Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 июля 2015г. №78-П).

За принятие проголосовали:

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
АрменияAMМинэкономики Республики Армении
БеларусьBYГосстандарт Республики Беларусь
КазахстанKZГосстандарт Республики Казахстан
КиргизияKGКыргызстандарт
РоссияRUРосстандарт
ТаджикистанTJТаджикстандарт

4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016г. №998-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33382-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 8 сентября 2016г.

5. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на введенные в эксплуатацию и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает требования к их технической классификации.

2. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенный для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для его размещения.

2.2 автомобильная дорога общего пользования: Дорога, на которую предоставляется свободный доступ всем пользователям без ограничения при соответствии транспортных средств и перевозимых грузов установленным требованиям.

2.3 классификация автомобильных дорог: Деление автомобильных дорог общего пользования на отдельные группы по классификационным признакам, характеризующим условия движения транспортного потока.

2.4 интенсивность движения: Количество транспортных средств, проходящих через поперечное сечение автомобильной дороги в единицу времени (за сутки или за один час).

Примечание. Интенсивность движения может быть представлена в физических (авт/сут, авт/ч) или приведенных к легковому автомобилю единицах (ед/сут, ед/ч).

2.5 расчетная интенсивность движения: Среднегодовая суточная интенсивность движения, установленная на основе технико-экономических обоснований на последний год перспективного периода.

2.6 потребительские свойства автомобильной дороги: Совокупность транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги и услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог предприятиями дорожного и придорожного сервиса.

2.7 доступ на автомобильную дорогу: Предусмотренная проектной документацией возможность въезда транспортных средств на автомобильную дорогу с пересекаемых или примыкающих автомобильных дорог и съезда с нее на указанные дороги.

2.8 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.

2.9 категория автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги, определяющая ее технические параметры

3. Классы автомобильных дорог

3.1 Автомобильные дороги по их потребительским свойствам и условиям доступа на них транспортных средств делят на следующие классы:

- автомобильные магистрали;

- дороги для скоростного движения (скоростные дороги);

- обычные дороги.

В национальных стандартах или иных нормативных актах, создаваемых в развитие настоящего межгосударственного стандарта, допускается отнесение отдельных групп автомобильных дорог к дополнительным классам с учетом особенностей их проектирования, реконструкции и эксплуатации.

3.1.1 К автомобильным магистралям относят автомобильные дороги, предназначенные для безопасного и бесперебойного движения транспортных потоков большой интенсивности с высокими скоростями, как правило, на дальние расстояния, доступ на которые отдельным видам транспортных средств, пешеходам и велосипедистам запрещен и приняты меры по предотвращению попадания на дорогу диких и домашних животных.

В этих целях автомобильные магистрали должны отвечать следующим требованиям:

- наличие не менее двух полос движения на проезжей части каждого направления движения;

- наличие разделительной полосы между проезжими частями встречных направлений движения (при необходимости и между полосами попутного движения), или размещение проезжей части на самостоятельном для каждого направления движения земляном полотне;

- отсутствие пересечений в одном уровне с другими транспортными коммуникациями, велосипедными и пешеходными дорожками, а также на традиционных путях миграции диких животных и прогона домашнего скота;

- обеспечение доступа на автомобильную дорогу через пересечения и примыкания в разных уровнях;

- запрещение нахождения на автомобильной дороге велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, пешеходов, а также отдельных видов транспортных средств, технические характеристики или состояние которых создают помехи для движения остальной части транспортного потока, за исключением случаев выполнения работ, связанных с ремонтом дороги или чрезвычайными ситуациями;

- ограничение доступа на дорогу автомобилей, осуществляющих перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;

- ограничение частоты размещения пересечений и примыканий в разных уровнях, через которые осуществляется доступ на автомобильную дорогу.

3.1.2 К автомобильным дорогам для скоростного движения (скоростным дорогам) относят дороги, на которые возможен доступ через отдельные примыкания в одном уровне без пересечения транспортных потоков прямого направления, при условии соответствия другим требованиям, предъявляемым к автомобильным магистралям.

3.1.3 К автомобильным дорогам обычным относят автомобильные дороги, предназначенные для пропуска транспортных потоков средней и малой интенсивности по проезжей части с одной или несколькими полосами движения, при отсутствии разделительной полосы между встречными направлениями движения, доступ на которые возможен с пересечений и примыканий в разных и одном уровнях.

4. Категории автомобильных дорог

4.1 Автомобильные дороги разделяют на категории:

- вновь проектируемые: в зависимости от величины расчетной интенсивности движения транспортных средств;

- эксплуатируемые: в зависимости от величины фактической интенсивности движения транспортных средств с учетом потребительских свойств автомобильной дороги и условий доступа на нее.

Категория позволяет обеспечить соответствующие потребительские свойства дороги, путем предъявления определенных технических требований:

- к параметрам геометрических элементов плана, продольного и поперечного профиля дороги;

- к типу пересечения дороги с другими транспортными и иными коммуникациями;

- к условиям доступа на автомобильную дорогу;

- к выбору технических средств организации дорожного движения;

- к условиям эксплуатации дороги.

4.2 В настоящем стандарте предусмотрено деление автомобильных дорог на следующие категории: IA, IБ, IB, II, III, IV и V.

В национальных стандартах или иных нормативных актах, создаваемых в развитие настоящего межгосударственного стандарта, допускается отнесение отдельных групп автомобильных дорог к другим дополнительным категориям с учетом региональных особенностей их проектирования, реконструкции и эксплуатации.

5. Классификация автомобильных дорог

5.1 Критерии для отнесения автомобильных дорог к той или иной категории устанавливаются национальными стандартами или иными нормативными актами, разрабатываемыми в развитие настоящего межгосударственного стандарта.

5.2 Значения расчетной интенсивности движения для автомобильных дорог различных категорий с учетом их класса, а также общее количество полос движения на них устанавливаются в национальных актах технического регулирования.

5.3 Основные характеристики и параметры классификационных признаков, используемых при классификации автомобильных дорог, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация автомобильных дорог общего пользования

Для РФ см. Правила классификации автомобильных дорог в РФ и их отнесения к категориям автомобильных дорог. Утв. Пост. Правительства РФ от 28.09.2009 №767.

Класс автомобильной дороги Категория автомобильной дороги Наличие центральной разделительной полосы Пересечения с другими транспортными коммуникациями Доступ на дорогу с примыканий в одном уровне
Автомобильные дороги, велосипедные и пешеходные дорожки Железные дороги и трамвайные пути
Автомобильная магистраль IA Обязательно в разных уровнях Допускается без пересечения прямого направления движения
Скоростная дорога
Дорога обычная IB Допускается отсутствие допускается в одном уровне с реализацией дополнительных мер по организации движения в разных уровнях
II Отсутствует Допускается
III допускается в одном уровне
IV допускается в одном уровне
V