Agnigor, 2017

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГАЗПРОМ"

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ

СТО Газпром 18000.1-002-2014

Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью
в ОАО "Газпром"
Идентификация опасностей и управление рисками

Утв. Приказом ОАО "Газпром" от 26.06.2014 №296

ОКС 13.100

Дата введения 25.07.2014

Ключевые слова: охрана труда, промышленная безопасность, риск, идентификация, оценка риска, управление риском.

Содержание

Предисловие

Введение

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Термины, определения и сокращения

4. Организация и планирование идентификации опасностей и оценка риска

5. Методика идентификации опасностей и оценки рисков

5.1. Идентификация опасностей

5.2. Определение уровня риска

5.3. Оценка риска на предмет его допустимости

5.4. Выбор дополнительных мер по управлению рисками

6. Анализ результатов оценки рисков

7. Ответственность

8. Документирование и хранение информации

Приложение А. Примерный перечень опасностей

Приложение Б. Форма карты идентификации опасностей и определения уровня рисков

Приложение В. Матрица определения уровня риска

Приложение Г. Форма карты оценки риска

Приложение Д. Форма дополнительных мер управления для недопустимых рисков

Библиография

Текст

Предисловие

1. Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газобезопасность".

2. Внесен Управлением охраны труда и промышленной безопасности Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ОАО "Газпром".

3. Утвержден и введен в действие Приказом ОАО "Газпром" от 26 июня 2014г. №296.

4. Введен впервые

Введение

Настоящий стандарт разработан для реализации требований стандарта OHSAS 18001:2007 [ 1] (в части пункта 4.3.1 "Идентификация опасности, оценки риска и определение мер управления") и Политики ОАО "Газпром" в области охраны труда и промышленной безопасности [2].

В разработке настоящего стандарта принимали участие: Д.В.Пономаренко, П.И.Гафтуняк, А.В.Кулигин - ОАО "Газпром", кандидат технических наук Б.Е.Довбня, Э.И.Шарафутдинов, Д.А.Четин, В.В.Липченко, А.В.Кулечков, В.А.Смирнов, А.В.Москвитин -ООО "Газпром газобезопасность".

1. Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает порядок идентификации опасностей, оценки рисков и разработке мероприятий, направленных на управление рисками в области охраны труда и промышленной безопасности.

1.2 Требования настоящего стандарта подлежат обязательному исполнению всеми работниками Компании ( п.3.1.9), задействованными в процессе управления рисками в области охраны труда и промышленной безопасности, а также специалистами сторонних организаций, привлекаемых к указанным работам.

1.3 Требования настоящего стандарта не распространяются на оценку рисков связанных с возможностью возникновения аварии на опасном производственном объекте, а также ущерба от аварий. Определение данных рисков должно проводиться в соответствии с РД 03-418-01 [ 3].

1.4 Договоры со сторонними организациями должны иметь ссылку на настоящий стандарт в обязательном порядке.

1.5 Целями настоящего стандарта являются:

- предотвращение производственного травматизма, аварий, инцидентов и профессиональных заболеваний;

- предоставление объективной информации о состоянии объектов в области ОТ и ПБ;

- выявление и контролирование опасностей в области ОТ и ПБ;

- эффективное управление риском в области ОТ и ПБ (снижение риска производственного травматизма, аварий, инцидентов и профессиональных заболеваний);

- формирование обоснованных рекомендаций по уменьшению риска.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация;

СТО Газпром 18000.1-001-2014 Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО "Газпром". Основные положения;

СТО Газпром 2-2.3-351-2009 Методические указания по проведению анализа риска для опасных производственных объектов газотранспортных предприятий ОАО "Газпром";

СТО Газпром 2-2.3-400-2009 "Методика анализа риска для опасных производственных объектов газодобывающих предприятий ОАО "Газпром";

СТО Газпром 2-2.3-569-2011 "Методическое руководство по расчёту и анализу рисков при эксплуатации объектов производства, хранения и морской транспортировки сжиженного и сжатого природного газа".

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по соответствующим указателям, составленным на 1 января текущего года и информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменён (изменён), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменённым (изменённым) документом. Если ссылочный документ отменён без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3. Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:

3.1.1 авария: Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

[Федеральный закон [ 4], статья 1]

3.1.2 высшее руководство: Председатель Правления ОАО.

"Газпром" [СТО Газпром 18000.1-001-2014, пункт 3.1.7]

3.1.3 допустимый риск: Риск, уменьшенный до уровня, который организация может допустить, учитывая требования законодательства и собственную Политику в области охраны труда и промышленной безопасности.

[СТО Газпром 18000.1-001-2014, пункт 3.1.10]

3.1.4 Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО "Газпром"; ЕСУОТ и ПБ: Система управления охраной труда и промышленной безопасности в ОАО "Газпром", используемая для разработки Политики, установления и достижения целей в области охраны труда и промышленной безопасности

Примечание. Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО "Газпром" включает в себя следующие взаимосвязанные элементы: структуру; планирование (в том числе оценку риска и постановку целей); ответственность; процедуры; процессы и ресурсы.

[СТО Газпром 18000.1-001-2014, пункт 3.1.11]

3.1.5 идентификация опасности: Процесс признания существования опасности и определения ее характеристик.

[ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007, пункт 3.7]

3.1.6 Инспекционные контрольные органы ОАО "Газпром": Дочерние общества, уполномоченные на ведение корпоративного контроля, инспекции ОАО "Газпром", комиссии 6-го уровня административно-производственного контроля ОАО "Газпром".

[СТО Газпром 1.14-2009, пункт 3.7]

3.1.7. корпоративный контроль в области ОТ и ПБ: Вид корпоративного контроля в области ОТ и ПБ, осуществляемого дочерним обществом ОАО "Газпром", уполномоченным на ведение корпоративного контроля, предметом которого является проверка соблюдения требований нормативных документов по ОТ и ПБ.

3.1.8 инцидент: Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.

[Федеральный закон [4], статья 1]

3.1.9 Компания: ОАО "Газпром", его дочерние общества и организации, определенные Положением о порядке отнесения организаций к системе Открытого акционерного общества "Газпром", утвержденным Председателем Правления ОАО "Газпром" Р.И. Вяхиревым 25 сентября 2000г.

[СТО Газпром 18000.1-001-2014, пункт 3.1.18]

3.1.10 недопустимый риск: Риск, при котором требуется немедленное принятие мер по уменьшению влияния опасностей на работников в процессе выполнения работы.

3.1.11 опасность: Объект, ситуация или действие, которые способны нанести вред человеку в виде травмы или ухудшения состояния здоровья, или их сочетания.

[ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007, пункт 3.6]

3.1.12 опасное событие: Происшествие, которое происходит при реализации опасности.

3.1.13 оценка риска: Процесс оценивания риска(ов), связанного(ых) с опасностями, с учетом всех существующих мер управления и принятия решения о том, является ли риск приемлемым.

[ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007, пункт 3.22]

3.1.14 Подразделение ОАО "Газпром" уполномоченное в области охраны труда и промышленной безопасности: Подразделение ОАО "Газпром", на которое возложено формирование и реализация единой политики в области охраны труда и промышленной безопасности.

[СТО Газпром 18000.1-001-2014, пункт 3.1.39]

3.1.15 происшествие: Любое нежелательное событие, случившееся в Компании, которое привело или могло привести к ущербу здоровья работника на производстве, аварии или инциденту.

[СТО Газпром 18000.1-001-2014, пункт 3.1.49]

3.1.16 практически целесообразный низкий уровень риска; ПЦНУ: Уровень риска, которого организация может достичь, исходя из практической целесообразности и своих возможностей (технических, финансовых и административных).

3.1.17 Рабочая группа: Работники структурных подразделений Компании уполномоченные на проведение идентификации опасностей и оценке рисков в области ОТ и ПБ.

3.1.18 риск в области охраны труда и промышленной безопасности (риск): Сочетание вероятности возникновения опасного события или воздействия (ий) и степени тяжести травмы или ухудшения здоровья, которые могут быть вызваны таким событием или воздействием (ями).

3.1.19 филиал: Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее его функции или их часть, в том числе функции представительства.

[СТО Газпром 18000.1-001-2014, пункт 3.1.64]

3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

ДО - дочерние общества и организации ОАО "Газпром";

ЕСУОТ и ПБ - Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО "Газпром";

ОТ - охрана труда;

ПБ - промышленная безопасность;

ПЛА - план локализации и ликвидации последствий аварий;

ПЦНУ - практически целесообразный низкий уровень;

ДТП - дорожно-транспортное происшествие;

СИЗ - средства индивидуальной защиты.

4. Организация и планирование идентификации опасностей и оценка риска

4.1 Работу по идентификации опасностей и оценке рисков, разработке мер управления рисками в ДО (филиале) возглавляет представитель руководства по ЕСУОТ и ПБ.

4.2 Плановая идентификация опасностей и оценки рисков в Компании осуществляется 1 раз в 5 лет.

4.3 Внеплановая идентификация опасностей и оценки рисков проводиться по приказу Руководителя ДО (филиала) в случаях, предусмотренных в п.4.8 настоящего стандарта.

4.4 Руководитель ДО (филиала) приказом назначает ответственных по идентификации опасностей и оценке рисков из числа руководителей подразделений и служб ДО (филиала) и сроки проведения такой идентификации и оценки.

4.5 Ответственный по идентификации опасностей и оценке рисков в подразделении формирует Рабочую группу (п.3.1.17) с учетом производственных процессов, для которых будет проводиться идентификация опасностей и оценка рисков в количестве не менее 3-х человек. Лица, включаемые в состав Рабочей группы, должны знать опасности, присущие оцениваемой деятельности и применяемые меры по их управлению. В состав Рабочей группы включаются специалисты и работники, участвующие в управлении производственными процессами и объектами по которым будет проводиться идентификация опасностей и оценка риска.

4.6 Руководитель службы ОТ и ПБ в ДО (филиале) осуществляет координацию деятельности по организации и проведению идентификации опасностей, оценки рисков, документирования результатов оценки рисков и последующей разработки мероприятий в ДО (филиале).

4.7 Мероприятия по проведению идентификации опасностей и оценки рисков в соответствии с настоящим стандартом в структурных подразделениях ОАО "Газпром" и его филиалов организует Подразделение ОАО "Газпром", уполномоченное в области ОТ и ПБ ( п.3.1.14).

4.8 Внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков, проводится Рабочей группой в случае:

- модернизации, реконструкции, замены оборудования;

- изменения в производственных процессах при планировании любых специальных (нестандартных) работ;

- изменения законодательных и других требований, касающиеся идентифицированных опасностей и рисков и/или соответствующих мер управления;

- изменения условий труда и/или порядка выполнения работ, а также при несчастных случаях, авариях и инцидентах произошедших в структурном подразделении ДО (филиала).

Внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков проводится до внедрения соответствующих изменений и по процессу, по которому эти изменения происходят.

5. Методика идентификации опасностей и оценки рисков

5.1. Идентификация опасностей

5.1.1 Цель идентификации - выявить все опасности, исходящие от технологического процесса, опасных веществ, выполняемых работ, оборудования и инструмента участвующего в технологическом процессе.

5.1.2 При идентификации опасностей необходимо рассмотреть:

а) технологические процессы и их параметры;

б) опасные вещества;

в) оборудование, инструменты и приспособления;

г) типовые работы (работы, выполняемые на регулярной основе);

1) запуск/останов установки или оборудования;

2) техническое обслуживание, техническая диагностика, ремонт;

д) нетиповые работы, включая, но не ограничиваясь нижеследующими:

1) выезды за пределы рабочего места (командировки, передвижение между подразделениями);

2) строительство;

3) пуско-наладочные работы;

4) погодные условия;

5) аварийные ситуации;

6) чрезвычайные ситуации;

е) деятельность всего персонала, имеющего доступ к рабочему месту, включая подрядчиков и посетителей;

ж) опасности, возникающие вне рабочего места и способные негативно повлиять на здоровье и безопасность лиц, работающих под управлением организации на рабочих местах;

и) опасности, возникающие вблизи от рабочего места, в результате выполнения деятельности под управлением организации, например, аварии на опасных производственных объектах;

к) инфраструктуру, оборудование и материалы на рабочем месте, предоставленные организацией или иными лицами.

5.1.3 В качестве основных источников информации для идентификации опасностей необходимо использовать:

- техническую документацию на оборудование и технологическую документацию на процессы;

- информацию о веществах и энергиях, участвующих в технологическом процессе;

- правила безопасности, типовые документы по охране труда и прочие нормативные и нормативно-правовые документы, относящиеся к рассматриваемому процессу;

- сведения об имевших место авариях, инцидентах, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в Компании, и результаты их расследования;

- результаты идентификации опасностей на опасных производственных объектах ОАО "Газпром" приведённые в СТО Газпром 2-2.3-400-2009, СТО Газпром 2-2.3-351-2009 и СТО Газпром 2-2.3-569-2011;

- сведения об имевших место авариях (чрезвычайных ситуациях) вне границ производственных площадок филиалов Компании, которые могли повлиять на условия труда на рабочих местах;

- информация из ПЛА;

- инструкции по охране труда;

- результаты оценки условий труда;

- доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном травматизме в Компании (филиалах);

- жалобы работников, связанные с ненадлежащими условиями труда, а также предложения по улучшению условий труда;

- сведения о происшествиях, имевших место в командировках;

- результаты административно - производственного контроля в области охраны труда и промышленной безопасности;

- результаты аудитов ЕСУОТ и ПБ;

- декларации промышленной безопасности;

- предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности;

- результаты анализа ЕСУОТ и ПБ руководством Компании;

- доступные сведения и статистические данные о профессиональных заболеваниях в Компании (филиалах).

5.1.4 В ходе идентификации рассматриваются только те опасности, которые могут реально привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или смертельному исходу (в том числе опасностей исходящих от опасных производственных объектов) (например, определенные в нормативных документах, вошедшие в статистические данные о происшествиях, упомянутые в целях в области ОТ и ПБ и т. п.). Примерный перечень опасностей приведен в Приложении А (с учетом ГОСТ 12.0.003). Перечень может дополняться при необходимости новыми опасностями, идентифицированными применительно к конкретному процессу и/или виду работ.

5.1.5 Для идентифицированных опасностей указываются соответствующие им потенциальные и/или имевшие место опасные события, наихудшие возможные последствия таких событий, а также условия их возникновения:

- типовые работы - Т;

- нетиповые работы - НТ;

- аварийные ситуации - А.

Опасные события, как правило, возникают при "сбоях" в имеющихся мерах управления или при отсутствии таковых. Поэтому при идентификации опасных событий необходимо применить метод "Что будет, если" (в соответствии с РД 03-418-01 [ 3] Приложения 2) и соотнести их к "отказу" имеющихся мер управления или к отсутствию таковых для конкретного проявления опасности. Таким образом, определяются наихудшие возможные варианты опасных событий и их последствий.

5.1.6 Для идентифицированных опасностей определяются существующие меры управления, такие, например, как:

- средства коллективной защиты - ограждение машин, блокировки, сигнализации, предупредительные огни, сирены;

- административные меры управления - надписи о соблюдении безопасности, предупреждения, маркировка опасных зон, маркировка пешеходных дорожек, процедуры обеспечения безопасности, проверки оборудования, контроль доступа, системы обеспечения безопасности работы, наряды - допуски на проведение работ, инструктажи по ОТ и т.д.;

- организационные меры: замена оборудования, машин и механизмов, модернизация существующего оборудования, машин и механизмов и т.д.;

- средства индивидуальной защиты.

5.1.7 Результаты идентификации опасностей заносятся в Карту идентификации опасностей и определения уровня риска (далее - Карта). Форма карты идентификации опасностей и определения уровня риска приведена в Приложении Б.

5.1.8 Опасности, связанные с вредными факторами, которые могут привести к возникновению профессиональных заболеваний, а также результаты оценки относящихся к таким опасностям рисков, должны быть представлены в материалах оценки условий труда. Меры по снижению связанных с ними рисков необходимо представить в плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда ДО. Указанные опасности и связанные с ними риски не повторяют в Карте.

5.1.9 При наличии данных о случаях профессиональных заболеваний, связанные с ними опасности и их характеристики также отражаются в Карте.

5.1.10 В Карте следует отражать присущие рабочему месту опасности, которые по каким-либо причинам отсутствуют в материалах специальной оценки условий труда (повышенная яркость освещения при электросварке и т. п.).

5.2. Определение уровня риска

5.2.1 Для определения уровня риска применяется Матрица определения уровня риска в соответствии с Приложением В.

5.2.2 При определении значения тяжести событий устанавливаются наихудшие возможные последствия.

5.2.3 Вероятность проявления последствий опасного события оценивается Рабочей группой, на предмет ее принадлежности к одной из категорий вероятности по п.5.2.5.

При этом следует учесть, что категория вероятности определяется на основе вероятности возникновения конкретного последствия опасного события, а не вероятности не предотвращенного опасного события или произошедшего инцидента.

5.2.4 Оценку вероятности необходимо проводить с учетом существующих мер управления, основываясь на опыте за последние 10 лет и на мнении Рабочей группы о возможности того или иного последствия опасного события, начиная с филиала. Необходимо применять статистические данные для прогнозирования будущего.

5.2.5 Описание категорий вероятности риска (в порядке возрастания):

- А - событие не имело место в Компании за последние 10 лет,

- B - событие имело место в Компании 1 раз за последние 10 лет,

- С - событие имело место 1 раз в ДО или более одного раза в Компании за последние 10 лет,

- D – событие имело место 1 раз в филиале или более 1 раза в ДО за последние 10 лет,

- E – событие имело место более 1 раза в филиале за последние 10 лет.

5.2.6 С помощью Матрицы определяется уровень риска как сочетание тяжести и вероятности последствий конкретного опасного события, а в соответствии с таблицей 5.1 определяются действия, связанные с данным уровнем риска.

Таблица 5.1

Возможные варианты уровней рисков

Уровень риска Действия, связанные с данным уровнем риска

Синий (низкий)

Поддержание существующих мер управления риском в рамках действующей системы управления (включая мониторинг результативности управления риском).

Желтый (средний)

Проведение оценки риска на предмет доказательства его практически целесообразного низкого уровня (ПЦНУ) с утверждением заключения о допустимости риска руководителем соответствующего филиала (см. раздел 5.3)

Принятие, при необходимости, дополнительных мер управления риском посредством разработки и выполнения соответствующих мероприятий, а также, если уместно, установления целей в области ОТ и ПБ и разработки программ по их достижению.

Красный (высокий)

Проведение оценки риска на предмет доказательства его практически целесообразного низкого уровня (ПЦНУ) с утверждением заключения о допустимости риска руководителем соответствующего ДО (см. раздел 5.3). Принятие, при необходимости, дополнительных мер управления риском посредством разработки и выполнения соответствующих мероприятий, а также, если уместно, установления целей в области ОТ и ПБ и разработки программ по их достижению.

 

5.2.7 Данные о результатах определения уровня риска заносятся в Карту (колонки 7–9, приложение Б).

В колонку 7 ("Тяжесть") вносится цифра, соответствующая категории тяжести риска (от 1 до 5);

5.2.8 В колонку 8 ("Вероятность") Карты вносится буквенное обозначение, соответствующее категории вероятности риска (от "А" до "Е").

5.2.9 В колонку 9 ("Уровень риска") Карты вносится определенный с помощью Матрицы рейтинг риска ("Н" - в случае низкого риска (синяя зона), "С" - в случае среднего риска (желтая зона), "В" - в случае высокого риска (красная зона).

5.2.10 При необходимости, в Карте делаются комментарии (разъяснения), относительно содержащейся в ней информации (колонка 11, либо делается ссылка на номер комментария с его отражением следом за таблицей).

5.2.11 Карта идентификации опасностей и определения уровня риска утверждается представителем руководства по ЕСУОТ и ПБ в ДО (филиала).

5.3. Оценка риска на предмет его допустимости

5.3.1 Оценка рисков на предмет допустимости проводится для средних и высоких рисков представителями Рабочей группы.

5.3.2 Допустимость рисков определяется на основе доказательства ПЦНУ.

5.3.3 Для доказательства ПЦНУ необходимо рассмотреть следующие критерии:

- заключение о соответствии мер управления рисками применимым нормативным и законодательным требованиям, требованиям Компании и ДО;

- объективные свидетельства того, что причины несчастных случаев и/или происшествий (имевших место в Компании, ДО и/или филиале), связанных с конкретным опасным событием, определены, мероприятия по устранению причин разработаны и внедрены в конкретном структурном подразделении;

- заключение об отсутствии целесообразной возможности (финансовой, технической и/или административной) улучшения состава и содержания мер управления риском, способствующих его снижению.

5.3.4 Результаты анализа ПЦНУ документируются в "Карте оценки риска" в соответствии с Приложением Г. В колонке 2 карты делается отметка "Да/Нет" о соответствии деятельности каждому критерию доказательства ПЦНУ (колонка 1), а также общее заключение о допустимости риска ("допустим" или "не допустим") - делается отметка "V".

5.3.5 При оценке соответствия критериям доказательства ПЦНУ Рабочая группа учитывает, как минимум, следующие источники данных:

- по 1-му критерию - журналы и акты административно-производственного контроля, акты проверки со стороны органов корпоративного контроля и государственного надзора;

- по 2-му критерию - информационные письма ОАО "Газпром" и других организаций о несчастных случаях, произошедших в Компании, данные о несчастных случаях, произошедших в ДО (филиале);

- по 3-му критерию - обоснованные суждения членов Рабочей группы о возможности проведения мероприятий по улучшению мер управления риском.

5.3.6 Риск считается допустимым в случае соответствия каждому из критериев. В противном случае делается заключение о недопустимом риске.

5.3.7 Если риск признан недопустимым, то работы не могут быть проведены, пока не будут разработаны дополнительные решения по снижению риска. За это должен отвечать начальник участка/руководитель рабочей группы.

5.3.8 Для недопустимого риска необходима разработка дополнительных мер управления, направленных на:

- исключение (замена) риска;

- предупреждение опасного события (предотвращение его появления) или снижение тяжести последствий.

5.3.9 Дополнительные меры управления конкретным недопустимым риском, обеспечивающие ПЦНУ, оформляются согласно Приложению Д (с указанием ожидаемого эффекта, затрат и сроков внедрения) и прилагаются к соответствующей Карте оценки риска для утверждения представителем руководства по ЕСУОТ и ПБ в ДО (филиала).

5.3.10 Рекомендации по выбору дополнительных мер управления представлены в п. 5.4.

5.3.11 Карта оценки рисков и, при необходимости, дополнительные меры управления риском подписываются руководителем Рабочей группы и согласовываются с руководителем структурного подразделения (специалистом), выполняющего(щим) функции по ОТ и ПБ ДО (филиала).

5.3.12 В случае средних рисков Карту оценки риска с заключением о допустимости риска, а также, если необходимо, с предлагаемыми дополнительными мерами управления, утверждает руководитель филиала, в случае высоких рисков - руководитель ДО.

5.3.13 Для соответствующего риска в Карте идентификации опасностей и определения уровня риска приводится ссылка (позиция 10) на номер Карты оценки риска.

5.3.14 Повторная оценка недопустимых рисков проводится после выполнения дополнительных мер управления данным риском.

Примечание. При такой актуализации, в частности, оценивается состояние внедрения дополнительных мер управления рисками (в случае выполнения таких мер риск из категории "недопустимых" может перейти в категорию "допустимых").

5.4 .Выбор дополнительных мер по управлению рисками

5.4.1 Если требуются дополнительные меры управления рисками (необходимость таковых определяется через процедуру доказательства ПЦНУ), их выбор должен осуществляться исходя из принципа иерархии (приоритета), начиная от полного устранения опасности, когда это практически возможно, и заканчивая применением СИЗ.

5.4.2 Разработка новых или введение дополнительных мер управления осуществляется в рамках выполнения обязательства Политики по постоянному улучшению и предполагает постановку целей и разработку программ для внедрения таких мер.

5.4.3 В качестве примеров иерархии (приоритета) выбора дополнительных мер управления рисками можно рассмотреть:

- исключение риска: модификация конструкции, позволяющая ликвидировать опасность, например использование механических подъёмных устройств для исключения риска, связанного с ручными подъёмными операциями;

- замена: замена опасного материала на менее опасный или уменьшение энергии системы (например снижение усилий, силы тока, давления, температуры и т.д.);

- средства коллективной защиты: ограждение машин, блокировки, сигнализации, предупредительные огни, сирены, надписи о соблюдении безопасности, предупреждения, маркировка пешеходных дорожек и т.д.;

- административные меры управления: надписи о соблюдении безопасности, предупреждения, маркировка опасных зон, маркировка пешеходных дорожек, процедуры обеспечения безопасности, проверки оборудования, контроль доступа, системы обеспечения безопасности работы, допуски на проведение работ, инструктажи по ОТ и т.д.;

- СИЗ: очки защитные, средства защиты органов слуха, щитки защитные лицевые, респираторы, перчатки, средства защиты от падения с высоты и другие предохранительные средства.

5.4.4 Руководители структурных подразделений ДО (филиала) осуществляют информирование работников о результатах оценки рисков, связанных с выполняемой ими деятельностью, включая работников подрядчиков, выполняющих работы на объектах ДО (филиала). Информирование работников о рисках, а также о фактических и возможных последствиях и для здоровья и безопасности выполняемой ими работы осуществляется при:

- обучении работников по ОТ различных уровней путем рассмотрения соответствующих карт идентификации опасностей и определения уровня рисков и карт оценки рисков;

- проведении всех видов инструктажей по ОТ;

- информировании о произошедших несчастных случаях, авариях и инцидентах.

6. Анализ результатов оценки рисков

6.1 Сведения о высоких рисках, а также о недопустимых рисках Компания направляет в Инспекционные контрольные органы ОАО "Газпром", уполномоченные на осуществление корпоративного контроля за соблюдением требований ОТ и ПБ в ОАО "Газпром" (п. 3.1.6) в срок до 25 января года, следующего за отчетным.

6.2 Информация о недопустимых рисках включается в годовой отчёт по функционированию ЕСУОТ и ПБ для анализа высшим руководством Компании и принятия решения об установлении целей в области охраны труда и промышленной безопасности и разработки программ по их достижению.

6.3 Полнота идентификации опасностей, качество определения уровня рисков и правильность заключения о допустимости рисков оценивается при проведении административно-производственного контроля и внутренних аудитов ЕСУОТ и ПБ. Результаты такой оценки включаются отдельной позицией в годовой отчёт по функционированию ЕСУОТ и ПБ для анализа высшим руководством Компании.

7. Ответственность

7.1 Руководитель ДО (филиала) несет ответственность за обеспечение проведения идентификации опасностей и оценки рисков в ДО (филиале), а также за выделение необходимых ресурсов для внедрения и выполнения мер управления рисками.

7.2 Должностное лицо из числа руководителей ДО (филиала), ответственное за организацию работ по ЕСУОТ и ПБ, несет ответственность за организацию проведения идентификации опасностей и оценки рисков, в том числе, за организацию разработки, внедрения и выполнения мероприятий по управлению рисками в области ОТ и ПБ.

7.3 Руководители подразделений и служб ДО (филиала) несут ответственность за проведение идентификации опасностей и оценки рисков, внедрение необходимых мер управления рисками и выполнение их персоналом в повседневной деятельности.

7.4 Структурное подразделение (специалист) по ОТ и ПБ ДО (филиала) несет ответственность за оказание методической помощи структурным подразделениям по идентификации опасностей, оценке рисков и разработке мер управления, а также за разработку программ (планов) в области ОТ и ПБ в соответствии с установленным в ОАО "Газпром" порядком.

7.5 Работники Компании отвечают за выполнение предписанных мер управления рисками.

7.6 Инспекционные контрольные органы ОАО "Газпром", уполномоченные на осуществление корпоративного контроля за соблюдением требований ОТ и ПБ в ОАО "Газпром" несет ответственность за:

- анализ полученных от ДО сведений о высоких рисках, а также о недопустимых рисках;

- предоставление ДО (филиалам) структурированных статистических данных по несчастным случаям и происшествиям в Компании.

7.7 Подразделение ОАО "Газпром" уполномоченное в области ОТ и ПБ, несет ответственность за:

- разработку и совершенствование методики идентификации опасностей и оценки рисков;

- отражение в отчете для анализа высшим руководством результатов идентификации опасностей и оценки риска в целом по Компании в годовом отчёте по функционированию ЕСУОТ и ПБ.

8. Документирование и хранение информации

Все документы по идентификации опасностей и управлению рисками хранятся в соответствии с Таблицей 8.1.

Таблица 8.1

Хранение документации по процедуре оценки риска

Наименование документа

Место хранения

Срок хранения

Тип носителя

Карта идентификации опасностей и определения уровня рисков

Подразделение по ОТ и ПБ ДО (филиала) -копия;

у руководителя подразделения ДО (филиала)

До изменения

Бумажный (электронный)

Карта оценки риска

Подразделение по ОТ и ПБ ДО (филиала) - копия;

у руководителя подразделения ДО (филиала)

До изменения

Бумажный (электронный)

Дополнительные меры управления для недопустимых рисков

Подразделение по ОТ и ПБ ДО (филиала) -копия;

у руководителя подразделения ДО (филиала)

До изменения

Бумажный (электронный)

 

Приложения

Приложение А
(рекомендуемое)

Примерный перечень опасностей

Физические опасные и вредные производственные факторы:

- движущиеся машины и механизмы;

- подвижные части производственного оборудования;

- передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

- разрушающиеся конструкции;

- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень вибрации;

- повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

- повышенный уровень ультразвука;

- повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;

- повышенная или пониженная влажность воздуха;

- повышенная или пониженная подвижность воздуха;

- повышенная или пониженная ионизация воздуха;

- повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

- повышенный уровень статического электричества;

- повышенный уровень электромагнитных излучений;

- повышенная напряженность электрического поля;

- повышенная напряженность магнитного поля;

- отсутствие или недостаток естественного света;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- повышенная яркость света;

- пониженная контрастность;

- прямая и отраженная блесткость;

- повышенная пульсация светового потока;

- повышенный уровень ультрафиолетовой радиации;

- повышенный уровень инфракрасной радиации;

- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола).

Химические опасные и вредные производственные факторы:

- токсические;

- раздражающие;

- сенсибилизирующие;

- канцерогенные;

- мутагенные;

- влияющие на репродуктивную функцию.

Биологические опасные и вредные производственные факторы:

- патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности;

- микроорганизмы (растения и животные).

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы:

а) физические перегрузки:

- статические;

- динамические;

б) нервно-психические перегрузки:

- умственное перенапряжение;

- перенапряжение анализаторов;

- монотонность труда;

- эмоциональные перегрузки.

Примечание. Настоящий перечень не является исчерпывающим. В местах проведения работ могут существовать и другие опасности, которые подлежат выявлению и идентификации в порядке, установленном настоящим стандартом

 

Приложение Б
(обязательное)

Форма карты идентификации опасностей и определения уровня рисков
Карта идентификации опасностей и определения уровня рисков

_________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения)

№ карты

   

УТВЕРЖДАЮ


Структурное подразделение

 

   

     

(должность)

       

     

(подпись)  (расшифровка подписи)

     


"__" __________ 20__ г.

 

Наименование производственного процесса Опасность Опасное событие Последствия Условия возникновения опасного события

1 2 3 4 5
         

Продолжение

Существующие меры управления Тяжесть Вероятность Уровень риска Ссылка на Карту оценки риска (для средних и высоких рисков) Коммен-
тарии
Допустимость риска
Да Нет
6 7 8 9 10 11
           

Опасности и оценки рисков возникновения профессиональных заболеваний, обусловленных вредными факторами, представлены в материалах специальной оценки условий труда, а меры по их снижению - в плане (планах) мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда филиала (ДО).

Разработана
Руководитель Рабочей группы

             
 

(должность)

 

(подпись)

 

(расшифровка подписи)

 

(дата)

Согласована
Подразделение ОТ и ПБ ДО (филиала)

             
 

(должность)

 

(подпись)

 

(расшифровка подписи)

 

(дата)

 

Приложение В
(обязательное)

Матрица определения уровня риска
Описание тяжести последствий Вероятность
A B C D E

Событие не имело место в Компании за последние 10 лет

Событие имело место в Компании 1 раз за последние 10 лет

Событие имело место 1 раз в ДО или более одного раза в Компании за последние 10 лет

Событие имело место 1 раз в филиале или более 1 раза в ДО за последние 10 лет

Событие имело место более 1 раза в филиале за последние 10 лет

1

Незначительные травмы или случаи ухудшения здоровья, не оказывающие влияние на производительность труда и на жизнедеятельность

 

2

Травмы или обратимое ухудшение здоровья с потерей трудоспособности до 15 дней

   

3

Тяжелая травма или ухудшение здоровья с потерей трудоспособности более 15 дней, включая необратимый ущерб для здоровья

     

4

От 1 до 3 случаев постоянной полной нетрудоспособности или несчастных случаев с летальным исходом

     

5

Более чем 3 летальных исхода в результате травмирования или профессионального заболевания

   

 

Приложение Г
(обязательное)

Форма карты оценки риска
Карта оценки риска №___

________________________________________________________

(наименование структурного подразделения)

УТВЕРЖДАЮ

 

(должность)

 

(подпись)  (расшифровка подписи)


"__" __________ 20__ г.

Структурное подразделение:  

Общее заключение о допустимости риска*
Допустим
Недопустим

Производственный процесс/процесс:  
Опасное событие:  
Последствия:  
Уровень риска:  
Критерии доказательства практически целесообразного низкого уровня Заключение о соответствии критерию (Да/Нет)
1 2

Меры управления риском, связанным с опасным событием, соответствуют применимым нормативным и законодательным требованиям, требованиям Компании и ДО

 

Имеются объективные свидетельства того, что причины несчастных случаев и/или происшествий, имевших место в Компании, ДО и/или филиале и связанных с опасным событием, определены, мероприятия по устранению причин разработаны и внедрены

 

Отсутствует целесообразная возможность (финансовая, техническая и/или административная) улучшения мер управления риском и снижения риска

 

* Примечание. Применяется знак v.

Разработана
Руководитель Рабочей группы

             
 

(должность)

 

(подпись)

 

(расшифровка подписи)

 

(дата)

Согласована
Подразделение ОТ и ПБ ДО (филиала)

             
 

(должность)

 

(подпись)

 

(расшифровка подписи)

 

(дата)

 

Приложение Д
(обязательное)

Форма дополнительных меры управления для недопустимых рисков
Дополнительные меры управления для недопустимых рисков

__________________________________________________

(наименование структурного подразделения)

УТВЕРЖДАЮ

 

(должность)

 

(подпись)  (расшифровка подписи)


"__" __________ 20__ г.

Приложение к № Карты оценки риска

Предлагаемые дополнительные меры управления Ожидаемый эффект* Затраты (руб.) Сроки исполнения
 

Исключение (замена) риска

Предупреждение опасного события

Снижение тяжести последствий

   

* Примечание. Применяется знак v.

Разработана
Руководитель Рабочей группы

             
 

(должность)

 

(подпись)

 

(расшифровка подписи)

 

(дата)

Согласована
Подразделение ОТ и ПБ ДО (филиала)

             
 

(должность)

 

(подпись)

 

(расшифровка подписи)

 

(дата)

 

Библиография

[1] Международный документ OHSAS 18001:2007* Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья - Требования. (Occupational health and safety management systems - Requirements)

См.: ГОСТ Р 54934-2012.

[2] Политика ОАО "Газпром в области охраны труда и промышленной безопасности" (утверждена Приказом ОАО "Газпром" от 29 июля 2009г. №235)

[3] Руководящий Методические указания по проведению документ анализа риска опасных производственных Госгортехнадзора объектов России РД 03-418-01

Не подлежит применению. См.: Приказ Ростехнадзора от 13.05.2015 №188 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах".

[4] Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ " О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

___

*Документ находится в базе данных на информационном портале по международной стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.