Agnigor, 2019

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Формирование культуры охраны труда

Руководство по Конвенции 1981 года
о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№155) и
Протоколу к ней 2002 года и по Конвенции 2006 года
об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№187)

© Международная организация труда, 2016 Первое издание 2016
Формирование культуры охраны труда. Руководство по Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№155) и Протоколу к ней 2002 года и по Конвенции 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№187) / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. - Москва: МОТ, 2016.
ISBN 978-92-2-430997-7 (print) ISBN 978-92-2-430998-4 (web pdf)
International Labour Office. International Labour Standards Dept.. occupational safety / occupational health / ILO Convention / comment /

Библиографическое описание книги

Названия, соответствующие практике, принятой в Организации Объединенных Наций, и изложение материала в настоящей публикации не являются выражением какого-либо мнения Международного бюро труда ни о правовом статусе какой-либо страны, района или территории, или их властей ни о делимитации их границ.

Ответственность за выраженные в подписных статьях, исследованиях и прочих произведениях мнения лежит исключительно на их авторах, и факт публикации не означает, что Международное бюро труда поддерживает излагаемые мнения.

Упоминание названий фирм, коммерческих изделий и процессов не означает их одобрения Международным бюро труда, так и отсутствие упоминания конкретной фирмы, коммерческого изделия или процесса не свидетельствует об их неодобрении.

Издания Международного бюро труда и их электронные версии можно приобрести в крупных магазинах или на цифровых платформах, или заказать напрямую на ilo@turpin-distribution.com.

Для получения полной информации посетите наш вебсайт: www.ilo.org/publns или обратитесь к ilopubs@ ilo.org.

 

Содержание

Преамбула

Значение актов МОТ по охране труда

Конвенция 1981 года №155

Почему Конвенция 1981 года №155 крайне важна ?

В чем должна заключаться цель национальной политики в области ОТ ?

В чем суть национальной политики в области ОТ ?

Каким должно быть содержание национальной политики ?

Какие принципы необходимо принимать во внимание ?

Какие основные сферы деятельности затрагиваются в национальной политике ?

Какие дополнительные меры необходимо осуществить ?

Какие действия следует предпринять на национальном уровне ?

Какие действия необходимо предпринимать на уровне предприятия ?

Протокол 2002 года

Основные особенности Протокола 2002 года

Конвенция 2006 года №187

Каков контекст Конвенции 2006 года №187 ?

В чем заключается системный подход к ОТ ?

Каковы основные особенности Конвенции 2006 года №187 ?

В чем суть национального профиля по ОТ ?

Какие акты имеют отношение к основам ОТ ?

Текст

Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания имеют тяжелые последствия для людей и экономики, что вызывает серьезную озабоченность МОТ и ее трехсторонних участников. Для поиска решения этой проблемы требуются коллективные усилия правительств, работодателей и работников, направленные на формирование, воплощение в жизнь и постоянное укрепление культуры и мер профилактики в сфере охраны труда.

В настоящем руководстве разъясняется, каким образом Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№155), Протокол к ней 2002 года и Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№187) могут обеспечить достижение этой цели. В руководстве излагается, каким образом национальная политика, формируемая на принципах, изложенных в данных документах, обеспечивает создание прочной базы для постоянного повышения в сфере охраны труда (ОТ).

Значение актов МОТ по охране труда

Конвенция 1981 года №155 предусматривает базовые принципы и методологию, необходимые для совершенствования методов управления ОТ. Протокол 2002 года дополняет ее в части требований, касающихся сбора важной информации для осуществления оценки достигнутого прогресса. Конвенция 2006 года №187 формулирует требования к безопасной и здоровой производственной среде. В ней конкретизируется циклическая природа национального политического процесса и то, как государственная политика посредством национальных программ способствует формированию и поддержанию культуры охраны труда.

Конвенция 1981 года №155

Почему Конвенция 1981 года №155 крайне важна ?

Данная конвенция предусматривает выстраивание национального политического процесса для системного решения вопросов ОТ. В частности, в статье 4.1 закреплено:

Каждый Член Организации в соответствии с национальными условиями и практикой и по итогам консультации с наиболее представительными организациями работодателей и работников разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

Национальную политику в сфере ОТ следует не только формировать и осуществлять, но ее необходимо также периодически пересматривать. В статье 7 Конвенции указывается, что такой пересмотр осуществляется "с целью определения основных проблем, выявления эффективных методов их решения и очередности принятия мер, а также оценки результатов". Таким образом, это требование запускает динамичный циклический процесс, проведение периодического анализа гарантирует учет в процессе осуществления мер национальной политики результатов научно-технического прогресса и изменений в производственной среде. Правительства должны рассматривать ОТ как общенациональную задачу и активно участвовать в ее решении. В статье 4 предусматривается также, что разработка, осуществление и периодический пересмотр национальной политики в области ОТ проводятся совместно с работодателями, работниками и их представителями в режиме постоянных консультаций.

В чем должна заключаться цель национальной политики в области ОТ ?

В статье 4.2 этой конвенции подчеркивается важность профилактических мер:

Цель такой политики - предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обосновано и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

В данном положении признается, что факторы опасности свойственны производственной среде. Таким образом, необходимы профилактические меры, чтобы сводить к минимуму, насколько это практически осуществимо, первопричины факторов опасности.

В чем суть национальной политики в области ОТ ?

Национальная политика в области ОТ предусматривает практические меры, призванные обеспечить минимизацию факторов опасности в разрезе национальной производственной среды, насколько это практически выполнимо. Ее реальное содержание и различные составляющие зависят от конкретных национальных условий и практики. Она должна быть последовательной в том смысле, что ее составляющие элементы представляют собой единое целое. Следует также особо указать, что национальная политика характеризуется ее функциональным назначением, а не формой, а ее эффективность зависит от улучшений, достигнутых в предотвращении несчастных случаев на производстве и снижения рисков ухудшения здоровья. Национальная политика в области ОТ должна иметь характер непрерывного процесса, чтобы обеспечивать постепенное улучшение ситуации с ОТ.

Каким должно быть содержание национальной политики ?

Конвенция 1981 года №155 включает требования как методологического, так и предметно-содержательного характера; в ней указывается, что национальная политика в области ОТ разрабатывается, осуществляется и периодически пересматривается в соответствии с определенными принципами; политика закрепляет права и обязанности участников процесса, учитывает различные сферы деятельности и подтверждает, что отдельные функции выполняются поэтапно.

Какие принципы необходимо принимать во внимание ?

Помимо главного принципа, закрепленного в статье 4, статьями 6 и 7 Конвенции 1981 года №155 предусматривается, что национальной политикой устанавливаются и предписываются функции и обязанности государственных органов власти, работодателей, работников и других лиц и положение, сложившееся в области национальной ОТ, пересматривается в соответствующие сроки, а также осуществляется оценка достигнутых результатов.

Какие основные сферы деятельности затрагиваются в национальной политике ?

В национальной политике принимаются во внимание пять основных сфер деятельности, перечисленные в статье 5 этой конвенции:

a) контроль за материальной базой труда;

б) приспособление механизмов, оборудования, инструментов к потребностям работников;

в) профессиональная подготовка, в том числе необходимая последующая подготовка, переквалификация и стимулирование заинтересованных лиц;

г) коммуникация и сотрудничество на всех общественных уровнях;

д) защита работников и их представителей от дисциплинарных мер, если предпринятые ими меры были проведены надлежащим образом.

Какие дополнительные меры необходимо осуществить ?

В статье 11 Конвенции 1981 года №155 закреплено шесть функций, которые национальная политика должна постепенно охватить. Эта статья отражает гибкий характер конвенции и служит интересам стран с наименее развитыми национальными системами, вследствие чего они не могут ратифицировать эту конвенцию полностью, и постепенно расширяют сферу ее применения. Информация о достигнутом прогрессе предоставляется на регулярной основе в рамках периодических докладов о ратификации Конвенции №155.

Положения статьи 11c) об установлении процедур уведомлении о несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях и статьи 11e) о ежегодной публикации информации о принятых мерах в соответствии с политикой в области ОТ, включая статистику о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, были подкреплены Протоколом 2002 года к Конвенции 1981 года №155.

Какие действия следует предпринять на национальном уровне ?

На национальном уровне правительствам предлагается определить для себя ориентиры в целях проведения в жизнь мер политики; обеспечения исполнения соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов; обеспечения должной координации между различными властными структурами и органами относительно того, как надлежит осуществлять эту политику, в том числе, например, при посредничестве центрального национального органа. Требуемые действия включают также оказание рекомендательной помощи в отношении юридических обязательств, налагаемых на работодателей и работников, и реализацию мер, гарантирующих учет вопросов, связанных с ОТ, на всех уровнях образования и профессиональной подготовки.

Обязательства разработчиков, производителей и других

Национальные требования включают обязательства, налагаемые на тех, кто проектирует, изготовляет, импортирует, предоставляет или передает технику, оборудование или вещества для профессионального использования, при этом такие оборудование и вещества, используемые надлежащим образом, не должны подвергать опасности обслуживающее лицо. Это еще одно из проявлений политики, основанной на мерах профилактики.

Ситуации, представляющие угрозу

Статья 13 Конвенции 1981 года №155 требует осуществления национальных действий в защиту работников в случае, если они оставляют работу, имея достаточные основания полагать, что она представляет непосредственную и серьезную опасность для их жизни или здоровья. Данное положение подкрепляется статьей 19f), в которой предписывается, чтобы на рабочих местах применялся порядок, требующий от работников немедленного извещения своего непосредственного начальника о любой ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью. Совместно со статьей 5e) эти положения устанавливают прочную связь между заинтересованностью работодателя в надлежащем управлении предприятием, с одной стороны, и защитой жизни и здоровья работников, с другой стороны.

Какие действия необходимо предпринимать на уровне предприятия ?

Конвенция 1981 года №155 включает конкретные требования относительно прав, обязанностей и сфер ответственности работодателей, работников и их представителей на уровне предприятия/фирмы наряду с общим требованием о поддержании сотрудничества между руководством и работниками.

Обязанности и сферы ответственности работодателей

Статьями 16, 17 и 18 Конвенции №155 на работодателей налагается обязательство обеспечивать в той степени, в какой это обосновано и практически осуществимо, безопасность производственной среды, не угрожающей здоровью людей. В случае необходимости они должны бесплатно предоставлять соответствующие защитные одежду и средства. В случаях, когда два или более предприятия одновременно осуществляют деятельность на одном месте работы, они сотрудничают в деле применения положений настоящей конвенции.

Права и обязанности работников и их представителей

Во исполнение статьи 19 работники несут общее обязательство сотрудничать с работодателем; представители работников имеют право получать адекватную информацию; как сами работники, так и их представители имеют право на прохождение соответствующей профессиональной подготовки. Работники или их представители и в отдельных случаях их представительные организации наделяются полномочиями рассматривать все аспекты ОТ, а их работодатель должен консультироваться с ними по этим вопросам. В статье 19f) обязанность работников извещать работодателя о всех ситуациях, представляющих непосредственную и серьезную угрозу их жизни или здоровью, сочетается с правом на отказ от возобновления работы, если такая угроза по-прежнему сохраняется.

Протокол 2002 года

Основные особенности Протокола 2002 года

Протокол 2002 года к Конвенции 1981 года №155 может быть ратифицирован только государствами-участниками этой конвенции. Цель Протокола заключается в том, чтобы усилить положения статей 11 c) и 11e) конвенции, содержащие элементы национальной политики в области ОТ. Протоколом предусмотрены подготовка и периодический пересмотр в процессе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников требований и процедур регистрации несчастных случаев на производстве (включая несчастные случаи по пути на работу и с работы), профессиональных заболеваний и аварийных ситуаций и уведомления о них. Отслеживание аварийных ситуаций, которые и в дальнейшем могут стать причиной несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, расширяет возможности предотвращения травматизма на производстве или болезней, вызванных такими происшествиями. Так же, как и в отношении Конвенции 1981 года №155, социальных партнеров надо постоянно привлекать к мероприятиям, проводимым в связи с Протоколом 2002 года. Одной из целей Протокола является согласование систем регистрации и уведомления, с тем чтобы создать свод международно сопоставимых статистических данных, и поэтому необходимо ежегодно публиковать статистическую информацию.

Конвенция 2006 года №187

Каков контекст Конвенции 2006 года №187 ?

Конвенция 1981 года №155 и Протокол к ней 2002 года всеобъемлющим образом регулируют предметно-содержательные аспекты национальной политики в области ОТ, а также необходимые на национальном уровне и на уровне предприятия действия. Затем была достигнута договоренность о необходимости новых актов, которые отдавали бы приоритет в рамках национальных программ проблемам ОТ и обеспечивали бы дальнейшее совершенствование принципов национальной политики в отношении ОТ. В результате были приняты Конвенция 2006 года №187 и дополняющая ее Рекомендация 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№197); при этом ставилась цель - содействие профилактике в области охраны труда. Конвенция 2006 года №187 дополняет собой первые два акта, акцентируя внимание на важности осуществления оценки производственных рисков и факторов опасности, вскрытии их первопричин, противодействия им и развитии национальной культуры в области охраны труда.

КУЛЬТУРА ОХРАНЫ ТРУДА
...означает культуру, в которой право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях, когда правительства, работодатели и работники принимают активное участие в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды посредством системы установленных прав, ответственности и обязанностей и когда принципам профилактики придается самый высокий приоритет (ст. 1d) Конвенции №187).

В чем заключается системный подход к ОТ ?

В принципах национальной политики в области ОТ подчеркивается роль национальных правительств в управлении ОТ. С правительственной точки зрения управление ОТ представляет собой сочетание взаимосвязанных частей, работающих как единая система. Системный подход* к ОТ означает, что упор делается на взаимозависимости и интерактивном характере ее различных составляющих, а также на общей результативности усилий, прилагаемых к улучшению ситуации в этой области. Этот подход дополняет модель, предусмотренную статьей 4 Конвенции 1981 года №155, которая является одним из способов наращивания усилий по совершенствованию этой системы.

___
* Концепцию "системного подхода" не следует путать с "национальной системой безопасности и гигиены труда", предусмотренной в статье 4 Конвенции №187.

Каковы основные особенности Конвенции 2006 года №187 ?

Цель этой конвенции заключается в формировании культуры в области безопасности и гигиены труда посредством применения системного подхода к ОТ. Конвенция включает национальные политические принципы, установленные в Конвенции 1981 года №155, и в ней указано, как следует выстраивать национальную систему и национальные программы, чтобы обеспечивать постоянное улучшение ситуации с ОТ.

Право на безопасную и здоровую производственную среду

В статье 1d) Конвенции 2006 года №187 дано определение культуры в области охраны труда; иначе говоря, это первая международная норма, в которой безопасная и здоровая производственная среда квалифицирована как право.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
...означает национальную политику в области безопасности и гигиены труда и производственной среды, разработанную в соответствии с принципами, заложенными в статье 4 Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№155) (статья 1 а) Конвенции №187).

Национальная политика

В статье 3 Конвенции 2006 года №187, посвященной национальной политике, воспроизведено определение, закрепленное в статье 4 Конвенции 1981 года №155. Оно дополнено положением о том, что право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях и что политика должна содействовать реализации основных принципов, таких как оценка производственных рисков и факторов опасности.

Национальная система

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
...означает инфраструктуру, предусматривающую основные рамки для проведения национальной политики и национальных программ в области ; безопасности и гигиены труда (статья 1b) Конвенции №187).

В статье 4 этой конвенции подробно изложены те составляющие, которые национальная система по ОТ включает обязательно (статья 4.2), а также элементы, которые она должна включать в соответствующих случаях (статья 4.3).Статьи 4 и 5 перекликаются с положениями Конвенции 1981 года №155 и предусматривают осуществление периодического пересмотра национальной системы и постоянное привлечение к этому процессу социальных партнеров.

Национальная программа

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

...означает любую национальную программу, включающую задачи, ; которые предстоит решить в установленные сроки, приоритеты и ; средства  действий,   сформулированные  в  целях  совершенствования безопасности и гигиены труда, а также средства оценки достигнутых ; результатов (статья 1c) Конвенции №187).

В статье 5 Конвенции 2006 года №187 закреплены цели, которых надлежит достичь, и используемые для этого средства, а также меры, которые следует осуществить, с тем чтобы обеспечить успешное развитие культуры в области охраны труда. Статьей 5.2d) предусматривается применение задач, целей и показателей результативности, которые являются важнейшими элементами, дополняющими собой процесс пересмотра, установленный в статье 4 Конвенции 1981 года №155 и основанный, помимо прочего, на информации, собираемой в соответствии с Протоколом 2002 года. Несмотря на то, что национальная политика и национальные программы преследуют единую конечную цель, национальная программа может иметь более избирательный характер, чем национальная политика. Чтобы национальную политику перевести в плоскость практических мер, может потребоваться осуществление нескольких разрозненных или последовательных национальных программ - в зависимости, например, от целевого фактора. В Рекомендации №197 представлены дополнительные полезные рекомендации по этому вопросу. Пунктом 7 Рекомендации предусмотрено, что национальная программа "должна быть основана на принципах оценки факторов опасностей и рисков и управления ими, особенно на уровне рабочего места". В пункте 10 подчеркнута роль социальных партнеров и предусмотрено, что национальные программы должны "активно содействовать мерам и мероприятиям профилактического характера на рабочем месте, предусматривающим участие работодателей, работников и их представителей".

В чем суть национального профиля по ОТ ?

Страны, находящиеся в процессе формирования или развития национальной политики по ОТ, могут испытывать острую потребность в систематическом сборе информации не только в целях разработки политики, но также и для ее реализации на практике. В пункте 14 Рекомендации 2006 года №197 предусмотрен содержательный перечень соответствующей информации, которую следует использовать в таком профиле, который, в свою очередь, должен использоваться в качестве основы для формирования и пересмотра национальных политики и программ.

Какие акты имеют отношение к основам ОТ ?

Статьей 2.2 Конвенции 2006 года №187 предусмотрено, что в целях постепенного создания безопасной и здоровой производственной среды принимаются во внимание принципы, заложенные в актах МОТ, имеющие отношение к основам, содействующим охране труда. Помимо Конвенции 2006 года №187 и Рекомендации 2006 года №197 профильные акты* перечислены в Приложении к Рекомендации №197 и включают следующие:

Конвенции:

- об инспекции труда в промышленности и торговле (№81) и Протокол к ней 1995 года;

- о защите работников от ионизирующей радиации (№115);

- о гигиене в торговле и учреждениях (№120);

- о пособиях в случае производственного травматизма (№121);

- об инспекции труда в сельском хозяйстве (№129);

- о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики (профессиональные раковые заболевания) (№139);

- о защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах (№148);

- о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах (№152);

- о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№155) и Протокол к ней 2002 года;

- о службах гигиены труда (№161);

- об охране труда при использовании асбеста (№162);

- о безопасности и гигиене труда в строительстве (№167);

- о безопасности при использовании химических веществ на производстве (№170);

- о предотвращении крупных промышленных аварий (№174);

- о безопасности и гигиене труда на шахтах (№176) и о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (№184).

___
* С текстами конвенций и рекомендаций МОТ можно ознакомиться в режиме онлайн по адресу:  www.ilo.оrg/normlex.

Рекомендации:

- об инспекции труда (№81);

- об инспекции труда на горнопромышленных и транспортных предприятиях (№82);

- об охране здоровья работников на местах работы (№97);

- о бытовом обслуживании работников (№102);

- о защите работников от ионизирующей радиации (№114);

- о жилищном строительстве для работников (№115);

- о гигиене в торговле и учреждениях (№120);

- о пособиях в случае производственного травматизма (№121);

- об инспекции труда в сельском хозяйстве (№133);

- о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики (№147);

- о защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах (№156);

- о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах (№160);

- о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№164);

- о службах гигиены труда (№171);

- об охране труда при использовании асбеста (№172);

- о безопасности и гигиене труда в строительстве (№175);

- о безопасности при использовании химических веществ на производстве (№177);

- о предотвращении крупных промышленных аварий (№181);

- о безопасности и гигиене труда на шахтах (№183);

- о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (№192);

- о перечне профессиональных заболеваний, уведомлении о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и их регистрации (№194).

___________________________
Международное бюро труда
4, route des Morillons
CH-1211 Geneva 22 - Switzerland
Департамент международных трудовых норм
Tel.: +41 22 799 71 55 Fax : +41 22 799 67 71
Информация о ратификации конвенций и рекомендаций МОТ размещена на сайте: www.ilo.org/normlex