Agnigor, 2021

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08.09.2010 №697

Положение о федеральной государственной
информационной системе
"Единая информационная платформа
национальной системы управления данными"

Утв. Пост. Правительства РФ от 14.05.2021 №733

Содержание

Постановление

I. Общие положения

II. Состав и задачи единой информационной платформы

III. Участники и оператор единой информационной платформы

IV. Порядок использования единой информационной платформы

Текст

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

- Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - Положение);

- изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Определить Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

- оператором федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа);

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в части совершенствования процессов управления государственными данными по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, а также в части систематизации и гармонизации информации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

3. Определить Министерство экономического развития Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по определению требований к порядку формирования и расчета показателей, собираемых и предоставляемых с использованием подсистемы информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, в рамках своих полномочий.

4. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить:

- порядок управления качеством государственных данных с использованием единой информационной платформы;

- порядок представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы и обмена государственными данными с использованием витрин данных органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее - витрины данных);

- порядок подключения к единой информационной платформе;

- порядок управления моделью государственных данных с использованием единой информационной платформы, включая формирование и ведение указанной модели, и реестра информационных ресурсов по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

- порядок создания и ведения витрин данных.

5. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления представить в Правительство Российской Федерации графики создания витрин данных, подключения к единой информационной платформе с учетом ее технической готовности, а также представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, согласованные с федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в части государственных данных, обладателями которых они являются.

6. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации в соответствии с Положением, порядками, указанными в пункте 4 настоящего постановления, и графиками, указанными в пункте 5 настоящего постановления, обеспечить подключение к единой информационной платформе, создание витрин данных, представление государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы.

7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам управления территориальными государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, иным органам и организациям осуществлять подключение к единой информационной платформе и ее использование, а также создание витрин данных и представление государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы в соответствии с Положением и порядками, указанными в пункте 4 настоящего постановления.

8. Установить, что мероприятия, предусмотренные Положением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в рамках установленных полномочий и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства Российской Федерации
М.Мишустин

 

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет цели и задачи федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа), состав участников единой информационной платформы и порядок ее использования.

2. Для целей настоящего Положения применяются следующие термины и определения:

"витрина данных" - комплекс программных и технических средств, обеспечивающий загрузку, хранение и предоставление государственных данных из информационных систем органов и организаций государственного сектора другим органам и организациям государственного сектора с использованием единой информационной платформы и посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также для представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы;

"государственные данные" - информация, содержащаяся в информационных ресурсах органов и организаций государственного сектора, а также информационных ресурсах, созданных в целях реализации полномочий органов и организаций государственного сектора;

"инцидент качества государственных данных" - уведомление о несоответствии государственных данных правилам контроля качества государственных данных;

"модель государственных данных" - описание государственных данных, включая описание состава, структуры и взаимосвязи государственных данных, а также их обладателей;

"органы и организации государственного сектора" - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании и иные организации, наделенные в соответствии с федеральными законами полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации государственного управления в установленной сфере деятельности;

"регламентированный запрос" - описание государственных данных, передаваемых в рамках обмена государственными данными с использованием витрин данных, сформированное на основе модели государственных данных и поддерживаемое в единой системе межведомственного электронного взаимодействия;

"реестр регламентированных запросов" - перечень регламентированных запросов, сформированный с использованием единой информационной платформы;

"реестр информационных ресурсов" - информационный ресурс, содержащий информацию об информационных ресурсах и информационных системах органов и организаций государственного сектора, созданных в целях реализации их полномочий, а также в иных установленных федеральными законами целях;

"управление государственными данными" - управление моделью государственных данных и качеством государственных данных, реализуемое с использованием единой информационной платформы, предоставление государственных данных органам и организациям государственного сектора, реализуемое с использованием витрин данных, а также сбор, загрузка, обработка, хранение, визуализация и анализ государственных данных в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы.

Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

II. Состав и задачи единой информационной платформы

3. Единая информационная платформа входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, и создается в целях повышения эффективности обмена и использования государственных данных для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

4. Единая информационная платформа предназначена для решения следующих задач:

- систематизация государственных данных;

- формирование и ведение моделей государственных данных;

- формирование и ведение реестра информационных ресурсов;

- автоматизация процессов управления государственными данными;

- обеспечение контроля качества (полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности) государственных данных;

- обеспечение сбора, визуализации и анализа государственных данных из информационных систем органов и организаций государственного сектора.

5. В состав единой информационной платформы входят следующие подсистемы:

- подсистема интеграции;

- подсистема контроля качества государственных данных;

- подсистема ведения метаданных и управления справочниками и реестрами;

- подсистема (обеспечения) информационной безопасности;

- подсистема управления эксплуатацией;

- подсистема "Информационный портал";

- подсистема информационно-аналитического обеспечения.

III. Участники и оператор единой информационной платформы

6. Участниками единой информационной платформы являются органы и организации государственного сектора, выступающие в следующих ролях:

- обладатели государственных данных;

- пользователи государственных данных.

7. Обладатели государственных данных осуществляют:

- формирование и ведение модели государственных данных;

- представление сведений об информационных ресурсах и информационных системах, операторами которых они являются, необходимых для формирования и ведения модели государственных данных;

- формирование и обеспечение возможности исполнения регламентированных запросов в части информационных ресурсов и систем, операторами которых они являются;

- создание и обеспечение функционирования витрин данных с применением типового тиражируемого программного обеспечения витрин данных, являющегося частью единой системы межведомственного электронного взаимодействия, или (при наличии технической готовности) без его применения;

- настройку ограничений доступа к государственным данным, хранящимся на витрине данных или в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

- представление государственных данных, описанных в модели государственных данных;

- обеспечение качества представляемых государственных данных, в том числе путем оперативного реагирования на инциденты качества государственных данных.

8. Пользователи государственных данных осуществляют:

- просмотр моделей государственных данных и сведений, содержащихся в реестре информационных ресурсов;

- формирование заявок на создание или изменение регламентированных запросов к государственным данным в целях оказания государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

- формирование заявок на создание или изменение регламентированных запросов к государственным данным в целях представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы;

- обработку и анализ государственных данных, размещенных в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, в том числе загруженных из витрин данных.

9. Оператор единой информационной платформы обеспечивает:

- бесперебойное функционирование единой информационной платформы;

- предоставление доступа к единой информационной платформе;

- методическую поддержку процессов формирования и ведения моделей государственных данных, формирования регламентированных запросов, создания и обеспечения функционирования витрин данных;

- анализ моделей государственных данных и подготовку предложений по их оптимизации и развитию;

- контроль и согласование моделей государственных данных;

- сбор, загрузку, обработку, хранение и визуализацию государственных данных в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, о коммерческой и иной охраняемой законом тайне;

- регулярный мониторинг соответствия установленным правилам контроля качества государственных данных, размещенных на витринах данных и в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, формирование инцидентов качества государственных данных;

- контроль за соблюдением порядка управления качеством государственных данных с использованием единой информационной платформы.

IV. Порядок использования единой информационной платформы

10. Предоставление доступа к единой информационной платформе осуществляется оператором единой информационной платформы в соответствии с порядком подключения к единой информационной платформе, утверждаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

11. Представление государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы осуществляется обладателями государственных данных в соответствии с порядком представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы и обмена государственными данными с использованием витрин данных, утверждаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

12. В целях организации работы по управлению государственными данными участники единой информационной платформы принимают организационные меры, предусматривающие определение уполномоченных лиц, ответственных за обеспечение управления государственными данными с использованием единой информационной платформы, а также за реализацию иных обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.

13. В единой информационной платформе не допускается обработка сведений, составляющих государственную тайну.

14. Информация, содержащаяся в единой информационной платформе, подлежит защите в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.

 

Изменения, которые вносятся в
акты Правительства Российской Федерации

1. В Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010г. №697 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №38, ст.4823; 2013, №45, ст.5827; 2014, №12, ст.1303; №48, ст.6862, 6876; 2016, №34, ст.5243; 2017, №30, ст.4672; №41, ст.5981; 2020, №37, ст.5722):

а) абзац первый пункта 5 дополнить словами ", формируемых в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа)";

б) подпункт "ф" пункта 6 изложить в следующей редакции:

"ф) обеспечение обмена данными между органами и организациями с использованием регламентированных запросов на декларативных языках программирования в соответствии с техническими требованиями, а также с применением органами и организациями типового тиражируемого программного обеспечения, предназначенного для предоставления государственных данных из информационных систем участников взаимодействия другим участникам взаимодействия, их трансформации, загрузки, хранения и обработки регламентированных запросов (далее - типовое программное обеспечение витрин данных), являющегося частью системы взаимодействия или иного программного обеспечения, реализующего функциональность типового программного обеспечения витрин данных;";

в) в пункте 7:

подпункт "е" дополнить словами ", в том числе с единой информационной платформой";

дополнить подпунктом "з" следующего содержания:

"з) формирование единой матрицы доступа к сведениям и данным участников взаимодействия с использованием информации из реестра видов сведений, единого электронного сервиса, а также информации, содержащейся в единой информационной платформе, в том числе в реестре регламентированных запросов.";

г) пункт 9 дополнить подпунктом "и" следующего содержания:

"и) утверждение технических требований к типовому программному обеспечению витрин данных, включая порядок его использования, а также технических требований к программному обеспечению участников взаимодействия, реализующему функциональность типового программного обеспечения витрин данных.".

2. Подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011г. №451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №24, ст.3503; №44, ст.6274; №49, ст.7284; 2012, №39, ст.5269; 2013, №27, ст.3612; №45, ст.5827; №52, ст.7218; 2014, №48, ст.6876), дополнить абзацем следующего содержания:

"федеральная государственная информационная система "Единая информационная платформа национальной системы управления данными";".

3. Пункт 8 Положения о Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2018г. №1065 "О Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, №38, ст.5846; 2020, №34, ст.5484; №35, ст.5569), дополнить подпунктом "и" следующего содержания:

"и) принятия решений, связанных с управлением государственными данными и их передачей в подсистему информационно-аналитического обеспечения федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными".".

4. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019г. №1189-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, №23, ст.3041):

а) в разделе VII Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными, утвержденной указанным распоряжением, абзацы седьмой-тринадцатый признать утратившими силу;

б) в плане мероприятий ("дорожной карте") по созданию национальной системы управления данными на 2019-2021 годы, утвержденном указанным распоряжением:

в пункте 3 в графе "Ответственные исполнители" слова "Минкомсвязь России" заменить словами "Минцифры России";

пункт 4 признать утратившим силу;

в пункте 5:

в графе "Ответственные исполнители" слова "Минкомсвязь России, Минфин России, Минэкономразвития России" заменить словами "Минэкономразвития России, Минцифры России, Минфин России";

в графе "Сроки исполнения" слова "до 30 сентября 2019г." заменить словами "до 31 декабря 2021г.";

в пунктах 6, 10, 12, 14-18 в графе "Ответственные исполнители" слова "Минкомсвязь России" заменить словами "Минцифры России".